С чего начать

 

С чего начать

Здесь показаны те вещи, которых будет достаточно для первых шагов в освоении работы с Arduino (а потом и с другими микроконтроллерами).

1-1.jpg

Это:  1 - Плата Arduino, 2 - USB кабель для ее подключения к компьютеру, 3 - Компьютер

И все! (Ручка на фотографии только для определения масштаба того, насколько мало места ваша первая лаборатория займет на столе).

Примечания к каждой позиции:

1 - Плата Arduino


Она может быть абсолютно любая. Для первых экспериментов (и не только первых) вполне достаточно таких плат как UNO или Leonardo, имеющих минимальный набор портов ввода/вывода и периферии и с которыми стыкуются все платы расширения Arduino shields.

Вот некоторые разновидности контроллеров семейства Arduino, с которыми мы работаем

2-1.jpg

На рисунке: 1 - Arduino UNO V2 (точнее ее полный аналог DFrduino UNO V2) - самая простая и недорогая плата из этого семейства, 2 - TE-Mini328 - миниатюрная плата, полностью совместимая с Arduino UNO, но имеющая меньшие габариты, что позволяет встраивать ее в миниатюрные проекты (может устанавливаться в панель для микросхем с корпусом DIL-32 или DIL-40 или в макетную плату, не требующую пайки), 3 - OLIMEXINO STM32  - старший брат Arduino, имеющий мощный 32-битный процессор компании ST Microelectronics, дополнительные порты, таймеры и АЦП повышенной разрядности для более точного измерения напряжения на аналоговых входвх (а также еще много "вкусностей", но об этом позже).



2 - Кабель USB


Он должен соответствовать тому разъему, который установлен на вашей платеArduino. Имейте в виду, что кабель обычно не входит в комплект Arduino при покупке, но как правило такие кабели у вас есть дома от старых USB устройств.

3 - Компьютер


Абсолютно любой компьютер, на который можно установить ОС Windows, Linux или MacOS. Мы с этой целью используем старые планшеты, на одном из которых установлена Windows 7 (Archos 9) и Linux Ubuntu 13.04 (Winpad P100).

Почему мы используем планшеты?

  1. Потому что они у нас есть.
  2. С ними лаборатория получается по-настоящему мобильной (что полезно на выставках и соревнованиях)
  3. Планшет с подключенной платой Arduino можно поставить на шасси не очень большого робота
  4. Начав писать программу дома, ее можно додумывать и дописывать по дороге (в метро, автобусе, на работе или в институте и т.д.)

Почему разные операционные системы?

  1. На Archos 9 уже при продаже была установлена Windows 7 - пусть живет дальше, кроме того на этот планшет довольно трудно найти драйверы для Linux
  2. Мы предпочитаем работать на Linux и на втором планшете мы будем сравнивать насколько различается разработка программ на этих двух ОС.
  3. Плюсы Windows - она есть почти у всех, ее знают и умеют с ней работать практически все. Минусы (кроме тех, что и так всем известны) - подключение любого железа (в том числе и Arduino) требует установки драйверов. Еще один минус - необходимость установки массы программ, часть из которых коммерческие (платные).
  4. Плюсы Linux (в нашем случае -Ubuntu 13.04 32-битная) - все нужные программы уже установлены при установке Linux совершенно и официально бесплатно. То, чего не хватает бесплатно скачивается и устанавливается из интернет (как, например среда для Arduino), USB устройства в большинстве случаев начинают работать сразу после подключения (не требуя дополнительной установки драйверов), в сети есть огромное количество информации по работе с Linux. Недостатки Linux - за 2 года работы пока не выявлены (есть проблемы при установки среды разработки для Olimexono STM32 под 64-битной версией Linux, но о том, как с ними бороться описано на сайте разработчиков и это работает).
Но это только наш вариант. В общем случае достаточно любого не очень мощного компьютера (кстати - наши планшеты мощностью не блещут).

Три вышеперечисленных составляющих позволят вам:

  1. Установить среду для разработки программ (скетчей) для Arduino  (Arduino IDE). Процесс установки и настройки подробно описан на официальном сайте Arduino и на многих интернет-ресурсах.
  2. Написать, откомпилировать и загрузить в память Arduino ваши первые простые программы. На плате Arduino уже установлен  светодиод, подключенный к цифровому порту 13, им вы и сможете управлять из своей программы.
  3. Изучить подробные инструкции по языку Arduino (очень похож на язык C) и описание библиотек функций для работы с "железом", подключаемым к Arduino, таким как сервомоторы (рулевые машинки), обычные моторы, LCD дисплеи, последовательные интерфейсы и другие. А также вы сможете загрузить и просмотреть множество примеров программ, уже написанных для плат Arduino. Все это устанавливается вместе со средой разработки.

Что потребуется еще?


3-1.jpg

На фотографии выше есть также полезные и удобные, но не обязательные для начала работы предметы:

  1.  Макетная плата для монтажа электронных компонентов без пайки. Позволяет удобно и быстро соединять электронные компоненты между собой и подключать их к портам Arduino и также легко и быстро изменять порядок их соединения друг с другом. Подобные платы существуют разных размеров. У нас нашлась вот такая свободная.
  2. Контактная клемма для подключения батареи типа "Крона" с напряжением 9В к разъему питания платы Arduino. Для программирования и отладки Arduino может питаться от порта USB компьютера, а вот потом она сможет полностью автономно работать от батареи "Крона" (напряжение притания Arduino от внешнего источника должно быть не менее 7,5 В). Клемма для батареи взята нами от старой игрушки, кабель с разъемом питания Arduino - от старого сетевого адаптера (главное - проверяйте правильность полярности кабеля перед его подключением!!! )
  3. Очень приятная и полезная вещь в лаборатории любого радиолюбителя - набор проводов и перемычек для быстрого соединения электронных модулей друг с другом и с макетной платой. Перемычки можно нарезать от остатков кабеля компьютерной сети (они там как раз разноцветные и одножильные), а провода с "джамперами" лучше всего получаются из контактов под обжим для разъемов VGA (они по диаметру контактов идеально подходят как для макетных беспаечных плат, так и к таким разъемам, которые установлены на Arduino).
  4. Мультиметр. С его помощью удобно "прозванивать" электрические схемы, проверяя правильность соединения отдельных компонентов, быстро измерять сопротивления резисторов. не заморачиваясь на их полосатую маркировку и измерять напряжения в разных узлах электрической схемы (например сравнивая реальное напряжение на аналоговом входе Arduino с тем, что показывает ваша программа). Да и вообще в домашнем хозяйстве вещь полезная.